
Я играю в «11х11» с 26.11.2008. На момент написания статьи провёл 1725 матчей, из которых 865 выиграл. Не такой большой процент побед, конечно, не так уж велик опыт, но я и не претендую на доскональное понимание тактики этой игры. Я лишь хочу привести некий ряд своих заметок, наблюдений, мыслей, так как нигде на форуме подобного не нашёл.
Думаю, ознакомиться будет полезно и начинающим игрокам, и бывалым нытикам, да и остальным не помешает. Может, кто поддержит, разовьёт, дополнит мои мысли. Короче, прошу изрекать здесь лишь конструктивные, осмысленные замечания для создания позитивной дискуссии, либо просто похвалы автору за труд.
2. Рандом.
В этой игре рандом в изначальном значении этого слова вообще не существует.
Результат игр рассчитывается не от общего Р/М вашего и противника, и не
от уровня менеджера, и не учитывает VIP-статуса. Последнее, вообще,
бред.
Случайно (то есть с некоторой долей вероятности) происходит
лишь расчет результата локального игрового эпизода (борьба за мяч,
успешность обводки, отбор, перехват, приём мяча), в котором могут
участвовать и 1, и 2, и 3, и более игроков.
Этим результатом может являться:
1. Выполнение действия игроком.
2. Невыполнение действия игроком.
3. Невыполнение действия с нарушением правил (если нарушение не есть цель, то есть само действие).
4. Невыполнение действия с получением карточки.
Вот на что влияет случайный фактор. Заметьте, не определяет, а лишь влияет. Больше ни на что.
3. Подготовка к матчу.
Если рассматривать один конкретный матч, как чёрный ящик, то мы имеем:
- известные внешние воздействия («материал» противника и его состояние, и свои «материал» и ресурсы);
- неизвестные внешние воздействия (тактика противника, расстановка и задания игроков противника);
- контролируемые воздействия (своя тактика, расстановка и задания своих игроков).
То есть вот то, на что стоит обращать внимание при подготовке к матчу:
1. Мастерство, готовность и мораль игроков противника на ключевых
позициях (Левый, правый, центр: защитник, хавбек, нападающий).
2. Сравнение со своими игроками на тех же позициях. Порой по некоторым позициям стоит смотреть вплоть до конкретных навыков.
А вот в целом, подготовку к нему надо начинать задолго до его начала.
4. Тактика.
Тактика выставляется для всей команды. На каждый матч отдельно. Важно
понять, и чем раньше, тем лучше, что это игроки подбираются под тактику,
а не тактика под игроков (как в самом начале). То есть важно определить
для себя в какой футбол будет играть ваша команда. И какие игроки
смогут на поле реализовать этот футбол – это и есть работа
тренера-менеджера. Нет никакой, абсолютно никакой, универсальной
закономерности противопоставления тактик.
То ли это будет техничный
атакующий футбол, то ли игра на контратаках в пас от защиты, то ли
стрельба с дистанции при нормальной игре. Каждый выбирает для себя.
Есть, конечно, возможность сделать универсальную команду, но почему
этого делать не стоит, я опишу дальше. В любом случае, надо понимать,
что какой-то игрок может просто выпадать, не соответствовать схеме. А
могут и все. Кстати, о схеме…
5. Схема.
Здесь всё не так
радикально, как с тактикой (я нарочно разделил эти понятия). Схему можно
по необходимости (или по желанию попробовать что-то новенькое)
перестраивать под противника.
За базовую возьмём схему 4-4-2. (Взял
бы 4-6, но движок 11х11, по-моему, такую схему поймёт неадекватно).
Используем её, если состав противника равномерно укомплектован.
Если у противника сильный центр полузащиты, ставим 3-5-2 или 4-5-1, в
зависимости от соотношения Р/М центра защиты и нападения ваших и
оппонента.
Если у противника слабый центр полузащиты – 4-3-3, при
этом в зависимости от мастерства его крайних защитников и ваших крайних
нападающих, ставим либо Lf-Cf-Rf, либо просто 3 Cf.
Также можно
использовать 3-4-3, или авантюрные 3-3-4 и 2-4-4, забытую 2-3-5, пока не
исследованные мною 5-3-2 и 5-4-1. Смотрите сами по ситуации.
Итак, тактику определили, схему тоже… есть каркас. Осталось расставить нюансы.
6. Задания.
Не буду подробно останавливаться на этом. Скажу просто: задания
работают, если каркас правильный. А также, если игрок правильный.
Вот так плавно и ненавязчиво мы подошли к главному, на мой взгляд.
7. Прокачка и подбор игроков.
Первое о чём бы хотелось сказать, возвращаясь к теме о заточке игроков под тактику: прокачка должна быть профильной.
Рассмотрим несколько примеров.
Тактика – «игра в пас», супер-защита, до 20%.
Схема – 4-4-2.
Задания здесь приводить не буду, так как не рассматриваю здесь команду в паре с соперникам. Только саму команду.
Теперь характеристики, которые при такой тактике необходимо качать по амплуа (выносливость всем – это понятно):
Cd, Ld, Rd – отбор, опека, пас*.
Cm, Lm, Rm – отбор, опека, приём мяча, пас.
Cf – отбор, опека*, дриблинг*, приём мяча, пас, точность, сила.
* – второстепенные навыки.
Теперь то же самое, только с иным процентом атаки:
Тактика – «игра в пас», супер-атака, от 80%.
Схема – 4-4-2.
Cd, Ld, Rd – отбор, опека, дриблинг, приём мяча, пас, точность*, сила*.
Cm, Lm, Rm – отбор*, опека, приём мяча, пас, точность, сила.
Cf – точность, сила.
Если вдуматься в приведённые примеры, то становится очевидно, что для
защитной тактики свойственны универсализм форвардов и профильность
дефендеров. Хавбеки же качаются просто под тактику «приём-передача».
Это достаточно просто представить.
В случае супер-защиты вся команда усиленно обороняется, и нападающие
отрабатывают в защите. После отбора мяча, при контратаке участвуют в ней
те же нападающие и иногда игрок, отобравший мяч, в задачу которого
входит лишь отдать нормальный пас.
В случае супер-атаки вся команда
атакует и поэтому важно, чтобы дефендеры тоже умели это делать, а от
нападающих требуется по сути лишь умение добить при отскоке.
Для нормальной тактики (40-60%) универсалами соответственно должны быть хавбеки.
Для техничной игры соответственно более важен дриблинг, а пас – вторичен.
Для дальних ударов важны сила, точность, а пас и дриблинг – вторичны.
Вторичны – это не значит, что их вовсе не надо качать. Это лишь значит,
что их качать надо раза в 1,5 реже, чем основные. Потому что
пригождаются они раза в полтора реже…
8. 2d показ.
Смотрите. И пересматривайте. Это полезно. Причины побед и поражений
видны, как на ладони, если быть внимательным. 2d показ – это не просто
«приколюха». Это реальное отображение просчёта генератора.
P.S.: Специально не разбираю примеров по «техничной игре» и «дальним ударам», потому как не слишком компетентен.
Комментарии